Пятница, 10 июля 2020 20:10

Анастасия Чеважевская: «Я живу стремлением быть лучшей в каждом своём шаге»

Автор 

С чего начинается рождение каждой композиции? Конечно, с музыки. Она задаёт темп, ритм и самое главное – характер упражнения, определяет его содержание и смысл, вызывает эмоции и превращает последовательность спортивных элементов в произведение искусства. Своей художественностью гимнастика во многом обязана именно музыке, ведь без неё движения были бы лишены той изящности и грациозности. Музыка движет душой, а душа – телом. Педагог Высшей Школы, музыкальный продюсер Первого канала, певица, композитор и телеведущая Анастасия Чеважевская рассказала о том, как музыка помогает в гимнастике и жизни.

- Вы помните свой первый выход на сцену?

Я начала выступать ещё в школе. У нас был потрясающий предмет – хор. В школьном хоре я всегда была солисткой. Впервые солировала во втором классе с песней, автора которой уже не помню. Однако, помню следующие строчки: «Цепи якорей гремят в порту, верят корабли в мою мечту…» (Песня «Ты слышишь, море», слова М. Пляцковского, музыка А. Зацепина). Очень здорово, когда с раннего возраста прививают ощущение сцены. Чем больше человек выступает, тем меньше он волнуется. С опытом начинаешь концентрироваться на мастерстве, а не на волнении. Я выступаю за то, чтобы детей отдавали на сценические занятия: будь то чтение, актёрское мастерство, хореография или вокал. Они очень помогают в жизни.

«Не нужно сильно волноваться, ведь ты выходишь на сцену, чтобы показать обретённые умения»

- Когда морально проще выходить на сцену - в детстве или сейчас?

Сейчас проще. Я уже хорошо владею рычагами управления настроением публики и ощущаю на сцене свободу. Это можно сравнить с освоением техники чтения. Когда ребёнок читает по слогам, он не уверен в себе. Как только приходит навык чтения сложных и длинных предложений, он обретает свободу и уверенность. На этом этапе уже можно добавлять интонационные акценты. В вокале всё так же. Чем больше у певца художественных приёмов, тем свободнее он себя чувствует. На мой взгляд, опыт избавляет от страха.

- Сегодня Вы совсем не волнуетесь перед выходом на сцену?

Я всегда волнуюсь, но сегодня это уже не столько волнение, сколько предвосхищение выступления. Если человек не волнуется, он не артист. Главное – не впадать в панику. Я знаю профессиональных певцов, которые от волнения забывают обо всём. Например, на кастинге начинают петь не в той тональности или путать слова. Скорее всего, вовремя не перебороли страх в детстве.

- Существует универсальное средство от страха?

Всегда работает дыхательная гимнастика. Она помогает восстановить дыхание и прийти к гармонии с собой. На ней основана и йога, и некоторые подходы в актёрской практике. Не нужно сильно волноваться, ведь ты выходишь на сцену, чтобы показать обретённые умения. Выше головы не прыгнуть. Если ты что-то не умеешь делать, не сделаешь этого и на выступлении. Можно сравнить со сдачей экзамена. Если ты выучил материал, обязательно сдашь. Нужно работать над собой, больше тренироваться, и всё получится.

- Кто ваш кумир в сфере вокального искусства?

Моим образцом всегда была Уитни Хьюстон. На мой взгляд, если вокалистка сможет овладеть всеми техническими приёмами и музыкальностью на уровне Уитни, она достигнет вершины.

- Есть человек не из сферы вокального искусства, на которого Вы равняетесь, кем восхищаетесь?

Я очень вдохновляюсь успехами своих друзей и коллег. Всегда восхищаюсь людьми, которые рискуют, начинают своё дело и осуществляют деятельность, несмотря ни на что. Радуюсь элементарным вещам. Например, когда я узнаю об открытии новой пекарни с уникальными кондитерскими изделиями, меня берёт гордость. Люди собрались и сделали круто, уникально. Так и надо.

- У Вас много друзей из других сфер деятельности?

Такие люди есть, но большинство моих друзей – это актёры и певцы. Теперь ещё гимнастки появились в окружении (смеётся). Для меня непостижим мир людей, которые работают в офисе.

- Как чувство ритма и музыкальность могут помочь вне музыки? Например, гимнастки могут ногой открыть верхнюю дверцу шкафчика. А как Вы можете применить в быту и в повседневной жизни свой профессиональный дар?

На мой взгляд, все творческие люди очень обаятельные. Обаяние всегда помогает в жизни. Пусть, я не могу верхней нотой открыть дверцу шкафа (смеётся), но уверенностью и хитростью могу отличиться. Вспоминается история из детства. Однажды я не подготовилась к уроку обществознания. Нужно было выучить стихотворение про деревья. Я вышла к доске, сказала: «Неизвестный автор», и уверенно, с выражением зачитала текст народной песни. Мне поставили оценку «5».

- Как Вы думаете, почему некоторые гимнастки выступают лучше под песенные композиции, чем под музыку без слов?

На онлайн-сборах «Спартака» я пыталась внедрять слова и объяснять девчонкам ритмические фигуры на основе любого произведения. Кроме того, они учились искать ритмические фигуры в себе на тот случай, если в композиции не будет слов. Есть очень хорошее упражнение: сначала надо выбрать любое слово, а потом разложить на него музыкальные длительности. У нас получился целый музыкальный огород. Слоги соотносили с длительностями: «четверти» были луком, «восьмые» - свёклой, «шестнадцатые» - ежевикой, «тридцать вторые» - папоротником. Когда накладываешь длительности на свой текст, понимаешь их соотношение, становится гораздо легче. Даже если в композиции нет слов, их можно додумать и для удобства про себя произносить.

«На онлайн-сборах «Спартака» я пыталась внедрять слова и объяснять девчонкам ритмические фигуры на основе любого произведения.»

- Ваш источник вдохновения, какой он?

Тишина. Она помогает мне перезагружаться. К счастью, у меня очень плотный график, но, к сожалению, очень мало времени на себя. Мне необходимо иногда побыть в тишине, один на один с собой.

- Благодаря тому, что Вы вдохновлены, Вы вдохновляете тех, с кем работаете. В том числе и детей. А что самое сложное в работе с детьми?

Это их возраст. Малыши или совсем взрослые дети хорошо воспринимают информацию. Самый сложный возраст – это 11-12 лет. В этот период очень ярко проявляется скептицизм.

- С кем работать сложнее – с детьми или со взрослыми?

Со взрослыми тяжелее. К сожалению, очень мало хороших педагогов по вокалу. Я знаю буквально трёх специалистов, которым с уверенностью могу доверить ребёнка или друга. Однако, у этих людей, как правило, нет свободного времени. При неверном обучении вокалу с возрастом вырабатываются неправильные профессиональные привычки. Например, зажимы или ошибочная позиция. Это доходит до автоматизма. Переучить взрослого человека с такими привычками очень сложно. Дети в этом плане «пластичнее». Их легче исправить.

- Вы упомянули о нехватке хороших специалистов по вокалу. С чем это связано?

Очень много профильных Высших учебных заведений. Очень много людей, которые искренне в себя верят. К сожалению, вузы часто набирают профнепригодных личностей. Они и приходят, и выпускаются профнепригодными. Изначально каждый идет за мечтой стать невероятным артистом, быть популярным. Когда желания не оправдываются, люди идут работать в ресторан, а после решают попробовать себя в роли преподавателя. Это цепочка не обрываема. Ежегодно количество зачисленных в вуз и выпускников превышает необходимое число артистов. Для того, чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить это дело, уметь объяснять и видеть ошибки в других. Это очень тяжело, поэтому по-настоящему профессиональных педагогов по вокалу мало. Я всем своим ученикам не советую поступать в профильные музыкальные вузы. В этом нет большого смысла. Если человек талантлив и отлично поёт, ему нужно заниматься сольфеджио, обучаться игре на музыкальных инструментах, но тратить 5 лет жизни на относительно хорошее образование… нет.

- А ведь на студенческие годы люди возлагают очень много профессиональных надежд…

Если человек пришёл талантливым, он и уйдёт таким же. Если пришёл со средними способностями, с ними и уйдёт. Часто зарождается конфликт желаний, возможностей и спроса.

- Ваше первое образование – лингвистическое.

На самом деле, я получала два образования параллельно. Моя мама поступила очень мудро. Она сказала: «Хочешь заниматься музыкой – занимайся, но и другое образование тоже должно быть». Я часто её цитирую и перенаправляю людей.

- Гимнастикой начинают заниматься рано, потому что в детстве мягче связки. С годами их эластичность пропадает. В вокальном искусстве похожая ситуация? Можно ли научиться хорошо владеть голосом в старшем возрасте?

Если попасть сразу к хорошему педагогу, можно научиться и в более старшем возрасте. Если же с преподавателем не повезло, переучиться будет сложно в любом возрасте. С точки зрения фониатрии, (наука, изучающая патологию голоса, методы лечения и профилактики нарушений голоса) не рекомендуется давать детям сложные песни. Но всем хочется взять репертуар посложнее и ярче, чтобы быть особо отмеченным. В любом случае нужно распределять время занятий так, чтобы не перегружать голосовые связки. Чем дольше тренировка в гимнастике, тем лучше результат, а в вокале не так. Излишняя нагрузка на голосовые связки неполезна. В 12 лет я попала на прослушивание в Академию музыки имени Гнесиных. Профессор отметила мои отличные способности, но сказала: «Приходите, когда вам исполнится 15 лет. Раньше даже не думайте».

«Хочешь заниматься музыкой – занимайся, но и другое образование тоже должно быть»

- С чем это связано?

Идёт процесс становление организма. Снова же, можно неверно обучиться некоторым техникам и спровоцировать появление узлов на связках. Их возможно убрать только операционным путём. Есть ещё одна проблема – перегорание. Чем раньше ребёнок начинает достигать высот в вокальном искусстве, тем раньше он может потерять эмоциональный заряд и стремление. Если же в детстве человек был самым лучшим, а спустя время рядом появляются люди ничуть не хуже, может ещё и депрессия возникнуть.

- Говорят, голос поставить можно, а, если нет слуха - это непоправимо. Со слухом надо родиться или его, все-таки, возможно развить?

Всё поправимо. Бывают, конечно, критические варианты, но я с подобным не сталкивалась. Иногда требуется потратить несколько лет на то, чтобы научить ребёнка попадать в ноты. Однако, это наши исходные способности, которые просто нужно развивать. Кому-то требуется меньше времени, кому-то – больше. Человек без слуха вряд ли станет невероятным певцом, но хорошего любительского уровня сможет достичь.

- Какие качества Вы больше всего цените в своих воспитанниках?

Работоспособность. Бывает, ребёнок дома после занятия ещё 10 раз отработает новые техники, постарается углубить знания. Другой случай – дети, которые занимаются вокалом только на уроках. Больших высот, конечно, достигнут те люди, которые живут этим искусством постоянно.

- В спорте наивысшая точка карьеры и самая заветная мечта - Олимпийские Игры. Какое событие считается самым значимым в сфере вокального искусства?

Я знаю, что многие эстрадные артисты почему-то мечтают поехать на Евровидение или выиграть «Голос», например. Это всё, если честно, не имеет никакого отношения к искусству. Мне кажется, нужно просто вечно открывать новые возможности в себе.

- Какая Ваша профессиональная мечта на сегодняшний день?

Для меня самое главное – это постоянно преодолевать себя. Я всегда стараюсь браться за сложные проекты и в качестве продюсера, и как актриса или певица. Мечтаю делать больше, чем я могу. Я живу стремлением быть лучшей в каждом своём шаге.

- Поделитесь, пожалуйста, несколькими советами с нашими юными гимнастками.

Желаю девчонкам слушать, анализировать и любить музыку. Живите с музыкой! С ней жизнь становится более комфортной и весёлой. Чем больше музыки будет в вашей жизни, тем больше вдохновения вы получите для работы.

Прочитано 1879 раз
Елизавета Лаптинская

Специалист пресс-службы РФСО "Спартак"

Выпускница факультета журналистики Российского Государственного Социального Университета, выпускница Школы Юного Журналиста при МГУ им. Ломоносова, лауреат международных и всероссийских конкурсов по направлению «Культура и искусство».

К началу