Вторник, 14 июля 2020 06:00

Екатерина Сиротина: «…гимнастками мирового уровня становятся не все, а найти себя в жизни, стать красивой, умной и успешной хочется каждой девочке»

Автор 

Интервью со старшим тренером юниорского состава сборной команды РФ по художественной гимнастике, Заслуженным Тренером России, кандидатом педагогических наук, главным тренером РФСО «Спартак» по художественной гимнастике, хореографом-постановщиком Екатериной Сергеевной Сиротиной.

Одна из самых продуктивных форм тренировочной деятельности гимнасток – это учебно-тренировочные сборы (УТС), то есть выезды на спортивные базы для ежедневных многочасовых тренировок по разным направлениям гимнастики. Уже 10 лет Екатерина Сергеевна Сиротина проводит сборы по своей авторской методике. Она объединяет спорт, искусство и творчество и считает, что цели проведения УТС могут носить не только спортивный характер. Как посредством учебно-тренировочных сборов воспитать не просто успешного спортсмена, но и интересную личность? На этот и другие сопутствующие вопросы ответила Екатерина Сергеевна в нашем интервью.

«Я всегда ищу новые подходы к стандартным тренировкам, чтобы участницы сборов сохраняли интерес…»

В чем состоит уникальность Ваших УТС?

- В гармоничном сочетании спортивных дисциплин с творческими задачами. Наши учебно-тренировочные сборы направлены не только на улучшение спортивных результатов и развитие специальных навыков, необходимых в художественной гимнастике, но и на воспитание гармоничной личности в целом. Очень важно соблюдать этот баланс, поскольку гимнастками мирового уровня становятся не все, а найти себя в жизни, стать красивой, умной и успешной хочется каждой девочке. На сборах они получают не только узко спортивные, но и общежизненные знания. Например, учатся организовывать своё время и существовать внутри общества, не теряя себя, ищут и находят скрытые таланты и развивают в себе творческие способности. Некоторые, возможно, захотят стать тренерами или наставниками, другие – постановщиками, кто-то предпочтёт профессию креативного директора какой-нибудь компании, а кто-то пожелает быть просто отличной мамой и хозяйкой. Разнообразие дисциплин на наших сборах позволяет девочкам обрести способности, цели и мечты, которые будут вести их по жизни. 

Как Вы разрабатывали программу УТС?

- В основу моей оригинальной методики проведения учебно-тренировочных сборов заложен мой личный опыт гимнастки и знания, полученные мной от советских тренеров в период подготовки к соревнованиям в составе молодёжной сборной команды СССР, а после – команды России. Составляя программу сборов, я также отталкивалась от личного опыта тренерской работы, деятельности на телевидении, работы в качестве хореографа, постановщика и ведущей различных спортивно-массовых мероприятий. Многолетняя тренерская практика и ежедневный опыт постановок от личных и групповых программ по художественной гимнастике до масштабных спортивных шоу и крупных телевизионных проектов – всё это стало фундаментом для программы наших УТС. Регулярно она обновляется и дополняется, поэтому каждые сборы получаются уникальными.

По каким критериям вы делите участниц на группы?

- При распределении учитываем возраст, уровень спортивной подготовки и биоритм организма девочек. Исходя из этих же критериев рассчитываем время тренировок и отдыха, чтобы не перегружать гимнасток, но и не давать им излишне расслабляться и терять увлечённость.

Какие дисциплины традиционно включаются в программу Ваших сборов?

- Среди специальных дисциплин всегда находятся ОФП (общая физическая подготовка), СФП (специальная физическая подготовка), работа с одним предметом и двумя разными предметами одновременно, интенсив – специальный микс из акробатических и гимнастических элементов с использованием предметов художественной гимнастики, акробатика, классическая, народная и современная хореография, а также растяжка. Я всегда ищу новые подходы к стандартным тренировкам, чтобы участницы сборов сохраняли интерес и не зацикливались на трудностях. Иногда мы даже проводим эксперименты. Например, пробовали сочетать 45-ти минутные болезненные упражнений на растяжку и гибкость, которые всегда сопровождаются слезами и негативными эмоциями, с 15-ти минутной интеллектуальной игрой. Это позволило сменить состояние печали на любопытную радость и азарт, и оставшаяся часть тренировки проходила в приподнятом настроении и бодром духе, а значит более эффективно.

«…результаты творческих заданий дают возможность тренерам лучше узнать своих воспитанников…»

Насколько мне известно, помимо основных уроков у участниц есть дополнительные творческие и спортивные, развлекательные и образовательные активности?

- Да, это целый ряд задач и дисциплин, которые даются в дополнение к традиционным гимнастическим тренировкам. Среди основных - актёрское мастерство – дисциплина, которая, на мой взгляд, совершенно необходима в художественной гимнастике, ведь артистизм в нашем виде спорта оценивается отдельно. Жонглирование – это сравнительно новая дисциплина на наших УТС. На этих занятиях девочки учатся новым манипуляциям с предметами художественной гимнастики и инвентарём профессиональных жонглёров. На тренингах по психологии гимнастки учатся решать свои внутриличностные проблемы при помощи специальных упражнений. Это интересно, полезно и необходимо в тренировочном процессе. Кроме того, на наших сборах практикуются уроки журналистики. На одних УТС дети целиком примерили на себя профессию журналиста, создали текстовые и фото материалы в самых разных жанрах и самостоятельно подготовили к выпуску уникальную газету о художественной гимнастике.

Недавно в программе Ваших УТС появилась дисциплина «Музыкальное искусство». Почему она необходима гимнасткам?

- Идея проведения таких занятий позаимствована мной в хореографических училищах, где она уже показала свою эффективность. Девочки развивают музыкальный слух и чувство ритма, которые необходимы в художественной гимнастике, поскольку все композиции исполняются под музыку. Изначально в нашем виде спорта уроки хореографии и даже соревновательные программы сопровождались фортепианной музыкой. Я считаю, что нужно вернуть эту дисциплину, чтобы девочки не только слушали, но и слышали музыку.

Какие дисциплины могут появиться на УТС в ближайшем будущем?

- Планируем вводить в нашу программу английский язык. В современном мире знание этого международного языка необходимо. Мы будем приглашать на сборы специалистов, формулировать творческие задания на английском зыке, проводить массовые, командные игры и практиковать дни общения друг с другом исключительно на английском языке.

Как участницы сборов проводят свой досуг?

- Я лично разрабатываю досуговую программу для каждых сборов. Во-первых, гимнастки получают от меня рекомендации по просмотру художественных фильмов, видеозаписей балетов, цирковых и танцевальных шоу, а также видео-лекций на тему спорта и искусства. Это помогает девочкам лучше понять себя и своё любимое дело, расширить кругозор и обрести вдохновение. Во-вторых, к каждым УТС я готовлю уникальные творческие задания, которые выполняются участницами каждый день на протяжении всей смены. Девочки пишут сочинения на разные темы, делают журналистские материалы, создают поделки, рисунки, дизайн-проекты одежды и интерьеров, разные макеты, логотипы, воплощают креативные проекты и самостоятельно проводят фотосессии. В процессе выполнения этих заданий гимнастки учатся выражать себя посредством творчества, окунаются в самые разные профессии, увеличивают в разы области своих интересов и возможностей и просто весело и креативно проводят время. Кроме того, результаты творческих заданий дают возможность тренерам лучше узнать своих воспитанников и их индивидуальные особенности восприятия и самовыражения.

«На каждых сборах мы стараемся устраивать для детей встречу со звездами спорта».

Как обычно определяется состав специалистов?

- Помимо постоянных профессиональных наставников я всегда приглашаю новых педагогов с оригинальными методиками, нестандартным подходом к делу, с авторскими комплексами упражнений и комбинаций. Так нам удаётся расширить диапазон знаний не только гимнасток, но и их молодых тренеров. С этой же целью на своих УТС мы проводим мастер-классы по спортивному мастерству и предметной подготовке от имениты спортсменок и тренеров. На каждых сборах мы стараемся устраивать для детей встречу со звездами спорта. Эти встречи для участниц словно символ ожившей мечты. Они вдохновляют девочек и стимулируют к достижению поставленных целей.

Детей сопровождают тренеры и родители, они принимают какое-либо участие в процессе?

- Помимо того, что тренеры могут следить за своими воспитанниками на тренировках, значит и обновлять собственную базу знаний, для них и родителей организуются специальные лекции и уроки. Мы привлекаем узкопрофильных специалистов, которые рассказывают, например, о тейпировании, массаже и психологии. Таким образом, нам удается предотвратить возможные физические и психологические травмы.

В какой форме Вы обычно подводите итоги УТС?

- Нашей доброй традицией является Гала-концерт с отчётными номерами по всем дисциплинам сборов и выступлениями лучших гимнасток УТС. В конце Гала-концерта неизменно все гимнастки получают диплом или сертификат о прохождении сборов и ценные подарки на память об этом продуктивном, насыщенном и ярком периоде их путешествия по стране спорта и творчества.

Прочитано 538 раз
Елизавета Лаптинская

Специалист пресс-службы РФСО "Спартак"

Выпускница факультета журналистики Российского Государственного Социального Университета, выпускница Школы Юного Журналиста при МГУ им. Ломоносова, лауреат международных и всероссийских конкурсов по направлению «Культура и искусство».

К началу