Среда, 08 февраля 2017 11:41

Кристина Бабушкина: «Душа обязана трудиться»

Автор 

Эксклюзивное интервью для РФСО «Спартак» российской актрисы театра и кино Кристины Бабушкиной.

На традиционный детский вопрос «Кем я хочу стать?» Вы сразу называли профессию актрисы? Или она занимала не первое место в череде других интересных профессий?

В детстве я думала, что буду не артисткой, а клоуном. Уже в более сознательном возрасте у меня были перепады: я хотела стать юристом, адвокатом. У меня гуманитарный склад ума, поэтому любила и историю, и языки, а потом вдруг заинтересовалась биологией, то есть каким-то чудом меня вывело: лет в 15 поступила в театральное училище. Меня кидало, но внутри я держала это зерно и понимала, чем в итоге буду заниматься. Окончательное решение приходит с возрастом.

«В детстве я думала, что буду не артисткой, а клоуном»

Творческие люди, как правило, очень ранимые и эмоциональные. Их жизнь часто наполнена стрессами и волнениями. На Ваш взгляд, можно ли избежать волнения? Волнуетесь ли Вы сейчас, выходя на сцену, будучи уже опытной актрисой?

Конечно, волнение до сих пор присутствует, от этого никуда не уйти. Я считаю, что, если перестаёшь волноваться, теряешь профессию. Нельзя быть уверенным ни в одной профессии, на мой взгляд. Если человек не волнуется, он не развивается, не растёт. Волнение - это нормальное состояние, его надо принять.

Известно, что артистам приходится ежедневно пропускать через себя много разнохарактерных образов. Расскажите о Вашей подготовке к спектаклям: как удаётся настраивать себя на каждую роль, отличную от предыдущей и последующей? Возможно, есть какое-то единое правило, которому следуете перед каждым выходом.

У каждого артиста индивидуально. Если какая-то роль подразумевает сосредоточение, драматизм, стараюсь закрыться, настроиться, в гримерку никого не пускаю и тогда уже на сцену выхожу с определённой эмоцией. Если это лёгкий спектакль, шаржевый, анекдотичный, ловлю себя на мысли, что хожу и со всеми шучу, и это мне помогает выйти на сцену в правильном настроении. Но ни в коем случае никаких ссор или разрушений, мне они не помогают. Люди все разные: у некоторых есть суеверия, кто-то питается скандальной ситуацией, кто-то должен помолиться перед выходом на сцену.

Вы упомянули о суевериях, в мире художественной гимнастики тоже существуют особые приметы перед выходом на помост. Расскажите подробнее о ритуалах артистов?

Я выхожу на сцену с правой ноги. Мы со спортсменами очень в этом смысле похожи. В институте на экзамене по речи мы должны были прочитать за 15 минут интересную историю, держать зрителя. Сначала долго готовились, а на экзамене уже катали, то есть так же, как и спортсменки, показывали свой результат. Соблюдали, конечно, перед экзаменом приметы: с правой ноги заходили, держали «пятаки», не умывались. У каждого была своя особая система существования.

Вы всегда соглашаетесь с ролями, предлагаемыми Вам режиссёром? Если чувствуете, что роль не подходит Вам, отказываетесь или берётесь работать над ней, пытаясь понять и вжиться?

Отказываюсь, сейчас уже могу себе это позволить. Бывает, что-то надоедает, или я не хочу в какой-то форме появляться перед зрителем - это то, что касается кино. Если говорить о театре, мне всегда интересно попробовать, но, если я понимаю, что это не имеет смысла, стараюсь эту работу не брать. Конечно, когда я только закончила институт, мне хотелось все попробовать, все узнать и почувствовать, поскольку я ради этого и училась. Со временем поняла, что нужно все взвешивать. Сейчас иду на проекты, уже очень хорошо все обдумав. Иногда даже финансовая составляющая не перевешивает чашу весов: предлагают большие деньги, но я понимаю, что не готова в предложенном виде существовать и отказываюсь от роли. Для меня важно, что я закончила школу-студию МХТ, что я профессиональная актриса, что я работаю на великой сцене Московского Художественного театра. На мне лежит ответственность и за моих учителей, и за моих учеников, и за коллег, поэтому сейчас я очень взвешенно выбираю проекты.

«Я обожаю гастроли именно из-за зрителя»

Как удаётся понять: удалась роль или нет? Кому больше всего вы доверяете: своему внутреннему голосу или авторитетным высказываниям других людей?

Как я уже говорила, каждый артист организован по-своему: кому-то нравится получать замечания, и кто-то готов их слушать. Я - сама себе серьёзный цензор, знаю, что у меня может что-то не получиться. Лучше и хуже артист играет для себя, зритель этого не замечает, потому что канва уже есть: фонтанировал ли ты сегодня или, наоборот, сухо существовал, ниже уровня уже все-равно не опустишься. Но каждый раз я говорю себе: «Сегодня был хороший или не очень хороший спектакль». Слушаю авторитетов, моих учителей и коллег, которые умеют направлять, правильно делать замечания. Я не всегда остаюсь довольна собой.

Влияют ли роли, созданные Вами, на реальную жизнь, или это миф, который придумали зрители?

Случается, что какие-то характерные черты вдруг проскакивают, но мы же наделяем героев своими чертами. Мне кажется, что не надо думать на этот счёт, чтобы не сойти с ума. Бывает, когда выпускают спектакль, у артистов случается в жизни что-то похожее, но, на мой взгляд, это не надо связывать, надо самим строить жизнь, не подстраивать ее под какие-то истории.

Ощущаете ли вы зрителя? Чувствуете ли его настроение, от которого зависит актёрская игра?

Зритель играет самую главную роль. Артист откровенно дарит себя тысячному залу. Иногда нужно очень сильно энергетически работать, чтобы пробиться к зрителю, услышать и почувствовать реакцию, а иногда - стоит только бровью повести, и зал за тобой идёт, после таких спектаклей остаются силы. Не в обиду московскому зрителю, который часто ходит в театр между делом, очень приятно выступать в других городах, где поход в театр - это праздник. Когда я из окошечка вижу нарядных зрителей с цветами в руках, выхожу на сцену, понимая, что они готовы воспринимать. Я обожаю гастроли именно из-за зрителя.

Говорят: «Сцена лечит», это так? С Вами случалось сценическое выздоровление?

Конечно! Может, в это и сложно поверить: недавно мне прооперировали мениск, но, когда я выхожу на сцену, забываю о том, что нога болит. Двигаюсь по сцене, возможно, в более медленном темпе, но зритель не догадывается, что я после операции. Приходилось играть спектакль с температурой, и я понимала, что играю по-другому, но чувствую себя прекрасно на сцене.

Какие качества характера вы считаете приоритетными в артистическом мире?

Если в кино можно опоздать и переснять, то театр - это служба. Ты можешь быть талантливым, но, если не можешь удержать результат, не можешь быть ответственным, собранным, пунктуальным, очень тяжело работать в театре, на открытой площадке. Служить в театре трудно, если ты несмелый, неуверенный и, как ни странно, не честолюбивый, потому что нужно быть лучшим, любимым, ведь когда есть свои зрители и поклонники, начинаешь расцветать в профессии.

«Когда время подходит к семи часам вечера, а у меня выходной, происходит реальный приток адреналина…»

Можно ли совместить актерскую самоотдачу с обычными семейными обязанностями? Или творческий подход присутствует во всем: и в театре, и дома. Какие у Вас любимые составляющие профессии?

Мне интересен сам процесс. У меня уже на физическом уровне: когда время подходит к семи часам вечера, а у меня выходной, происходит реальный приток адреналина, могу переделать всю домашнюю работу. Я обожаю этот адреналин, когда волнуешься перед спектаклем, а потом выходишь «один на один», не имея права на ошибку. Это, безусловно, зависимость. Нет большего счастья, чем быть три часа на сцене со зрителем, особенно когда тебя любят и воспринимают. Я люблю придумывать, составлять образы, люблю общаться с молодыми артистами, передавать опыт и учиться у них. Этот стиль существования полностью мой. Правда, окружающим меня сложно жить, потому что артист имеет ненормированный график. Близким тяжело, когда я уезжаю на гастроли и съёмки. Надо было менять философию семьи, чтобы принять это. Я по-другому не могу, мне хочется всегда узнавать что-то новое. Приступая к новым съемкам, дома хожу и придумываю что-то, чтобы мой образ не был обыденным, но это не умоляет хозяйственных, семейных обязанностей. Я человек сибирский, и в этом плане у нас все строго.

Передалось ли желание стать артисткой Вашей дочке Устинье или она находит себя в чем-то ином? Присутствует ли спорт в ее жизни?

Я вижу ее способности, но не хочу, чтобы она раньше времени к этой профессии имела какое-то отношение и не пускаю ее на сцену, хотя предлагают играть, и в кино. Когда она будет самостоятельной, взрослой и действительно захочет приблизиться к этому, может пойти, как все дети, на кастинг и проверить свои возможности. Конечно, актерские дети очень способные в проявлениях артистических, но я вижу, что моя дочь прекрасно находит себя в языках: учит английский, китайский и чешский. Она обожает писать, неплохо сочиняет с маленького возраста. Мне кажется, что сейчас это правильно, потому что актёрская профессия нестабильная, абсолютно фартовая и без везения бывает весьма горька. Актёрскую деятельность в жизни дочки пока отодвинули на задний план.
Устинья занимается настольным теннисом. Я брала ее с собой на сборы по художественной гимнастике, и теперь Стеша сидит на всех шпагатах. Сейчас возникла новая заявка - позаниматься современными танцами.

Современная художественная гимнастика представляет собой соединение прекрасной хореографии, великолепной серьезной музыки, но вместе с тем это еще и серьезные спортивные нагрузки. На Ваш взгляд, в ней больше «художественности» или все-таки спортивные достижения берут верх?

Если рассматривать программу художественной гимнастики, то, мне кажется, что она сродни с балетом, а это высшее из искусств. Если гимнастки обладают талантом, их выступления выглядят именно как произведения искусства. Когда человек передаёт эмоцию, помимо спортивной подготовки, это не просто спортивная программа. У меня мурашки бегут, когда я вспоминаю отдельные выступления гимнасток. Если к этому относиться не как к физ. культуре, а как к искусству, если успешно соединить спортивную составляющую и составляющую искусства, оторвать глаз невозможно.

Художественная гимнастика — это слияние многих составляющих, одним из которых является музыка. А какую музыку любите Вы?

Я люблю характерную музыку. Мне не нравится, когда музыкальное сопровождение не подчёркивает индивидуальность. Иногда на сборах очень строго ругаюсь, когда во время этюдов девчонки показывают балерин и гимнасток. Я стараюсь «вытаскивать» из девочек индивидуальность, поэтому я за музыку яркую и передаваемую.

Символические цвета ФСО «Спартак» по художественной гимнастике - красный и белый. А какой Ваш любимый цвет?

Соглашусь с цветами «Спартака». Когда иду на «бой», красная помада, например, делает своё дело. Мне кажется, красный - это цвет победы. В обыденной жизни я его нечасто применяю, но, когда иду на какие-то мероприятия, как правило, красный цвет со мной. Я заметила, что красный - это цвет страсти к жизни, к выступлению, к желанию.

Какой уход за своим лицом предпочитаете Вы? Какую косметику используете в жизни и на сцене?

В жизни существую совершенно без макияжа. Но в рабочее время за кожей лица надо очень внимательно следить. Снимать макияж, например, следует только мицеллярной водой. На косметике, как на профессиональном элементе, нельзя экономить. Пусть будет один, но хороший тон, которого хватит на год. Ваше лицо заслуживает хороших средств.

Вы проводите мастер-класы на учебно-тренировочных сборах у юных гимнасток. Что является главным в Ваших занятиях и какую цель ставите перед собой Вы?

Времени на сборах очень мало. Я бы ввела этот предмет, как обязательный. Артистизм растёт в девочках, но проявляется не сразу в каждой, его нужно «достать». Когда гимнастки занимаются только спортивными программами и физической нагрузкой, им некогда искать свою индивидуальность. На занятиях актёрского мастерства они учатся абстрагироваться от зрителя: в мире артистов зритель находится за четвёртой стеной, по старой системе Станиславского. Если девочки научатся отключаться от зрителя, слышать только тренера, они будут увереннее и лучше выступать. Этот результат достигается психологическими тренингами. Я учу гимнасток передавать эмоцию не только телом, но и составляющими души. Главное - дать толчок. Я знаю многих, кто после гимнастической карьеры пробовал себя в артистической или модельной деятельности.

В мае этого года как раз выходит фильм «Селфи», где сыграли гимнастки Маргарита Мамун и Ульяна Донскова.

Да, я этому факту очень рада, потому что девочки очень фактурные, умеют передавать эмоции. Артистичность вообще никогда не помешает, даже если человек будет заниматься чем-то другим. Душа обязана трудиться.

«Артистизм растёт в девочках, но проявляется не сразу в каждой, его нужно «достать»

Вы часто сочиняете мечты или предпочитаете жить лишь реальностью?

Я отношусь к оптимистичным, романтичным людям, несмотря на возраст. Мечтать не вредно. Я всегда мечтаю о новой роли, путешествиях, перспективах и многом другом. Мне кажется, что мечты куда-то приводят. Главное - хорошо сформулировать свою мечту.

Уверена, что каждая Ваша мечта воплотится в реальность. Вы уже знаете, как преодолеть препятствия на пути к успеху и не сдаваться на пути к мечте. Что можете пожелать юным гимнастам общества «Спартак», которые стремятся достигать и совершенствоваться?

Не гонитесь за регалиями, не завидуйте. Думайте о своём успехе, не оглядываясь на чужой. Старайтесь не обижаться и не ждите во всем справедливости. Не останавливайтесь на достигнутом, каждый день стремитесь узнавать что-то новое. Будьте здоровы, ведь все получается у человека, который здоров физически и морально. Верьте в себя и идите вперёд!

Фотогалерея

Смотреть встроенную онлайн галерею в:
https://gymshow.ru/novosti/intervyu/kristina-babushkina-dusha-obyazana-truditsya#sigProIdc4a5481a89
Прочитано 2056 раз
Елизавета Лаптинская

Специалист пресс-службы РФСО "Спартак"

Выпускница факультета журналистики Российского Государственного Социального Университета, выпускница Школы Юного Журналиста при МГУ им. Ломоносова, лауреат международных и всероссийских конкурсов по направлению «Культура и искусство».

К началу