- Ляйсан Инсафовна, поздравляем Вас с прекрасным результатом на Чемпионате мира!
- Спасибо. Чемпионат сложился для нас хорошо. Мы долго готовились, очень переживали. Отмечу, что всю команду к турниру подводила и тренировала сама Ирина Александровна. Первый в истории юниорский Чемпионат мира, конечно, мы все чувствовали огромную ответственность, которую на нас возложили.
- Великолепно выступили Ваши ученицы Лала Крамаренко и Амина Халдарова. Мечтали ли Вы о таком тренерском успехе?
«В какой-то момент я поняла и решила для себя, что любимчиков быть не может и не должно»
- Вы знаете, я сама воспитанница казанской школы художественной гимнастики. Я подавала надежды и была одной из ведущих спортсменок Татарстана. Но большого успеха в спорте я не добилась, хотя у меня были все данные для этого. Не сложилось. И в 16 лет я, сидя на тренировке, осознаю, роняя слезы, что всё, надо заканчивать. И тогда мой первый тренер Тюрина Светлана Петровна, видя меня рыдающей, начинает успокаивать, находить нужные слова и говорит: «А знаешь, может, ты станешь тренером? Я тебе рекомендую поехать в краснодарскую Академию физической культуры, потому что там есть прекрасные специалисты, которые преподают теорию художественной гимнастики». Она меня уговорила, и я в тот день себе сказала, что я воспитаю Чемпионку России. И получилось, что в первый же мой набор гимнасток у меня выросла Олимпийская чемпионка. Это Дарья Шкурихина. Я с ней работала 9 лет. А во второй набор девочек у меня и Чемпионки мира, и Европы - Полина Шматко, Лала Крамаренко и Амина Халдарова. Вот тогда я точно поверила в свой тренерский успех. Кстати, когда Даша Шкурихина стала Олимпийской чемпионкой, я честно думала, что это удачное стечение обстоятельств, просто, талантливая девочка попалась.
- А как сложился Ваш тренерский дуэт с Линой Гнировской?
- Я пришла работать в Центр Олимпийской подготовки по направлению Ирины Александровны Винер-Усмановой, за что ей огромное спасибо. И тогда мне поручили группу маленьких детей от 6-ти до 8-ми лет, а я не привыкла работать совсем с малышами, но ответственность была фантастическая, так как в месте, куда я пришла тренировать, все хотят стать чемпионами. Детей стало прибавляться, было пять, а выросло до 15 человек. И тогда я взвыла. Поняла, что не справляюсь, и я попросила помощника. Ирина Александровна порекомендовала Лину, которая только закончила карьеру гимнастки (прим.- Лина Гнировская, член сборной России, серебряный призер Чемпионата Европы среди юниоров в групповых упражнениях. Воспитанница Центра Олимпийской подготовки Ирины Винер-Усмановой). Вот так и получился наш тандем.
- Случаются ли разногласия в вашем коллективе?
- Нет. Мы думаем одинаково. В рабочем моменте бывают споры, но это так у всех. А, в общем и целом, я считаю, что нам повезло друг с другом.
- Ляйсан Инсафовна, у Вас есть любимчики?
- В какой-то момент я поняла и решила для себя, что любимчиков быть не может и не должно. Произошло это, когда я работала со своим первым набором. Даша Шкурихина выделялась из него, и было ясно, что ей нужно уделять больше внимания и времени. Но осознала, что это не очень правильно. Потому, каждому ребенку отдаю частичку своей души .
- Самое сложное в вашей работе, что?
- Создать тандем ученица-тренер. Не только важно правильно всему научить, правильно работать, но и важно - мыслить в одном направлении. Есть дети, которые тебя понимают с полувзгляда, а есть, к которым нужно найти определенный подход и внимание. Сложные ученицы всегда есть. Нет идеала. У каждой свой характер и особенности. Трудно и с Лалой, и с Аминой, и с Полиной было.
- Ляйсан Инсафовна, а не было никогда желания все бросить и уйти?
«Я тренер, который хочет побеждать, и я не считаю ни время, ни деньги, ничего»
- Было. Я бросала тренерскую карьеру и не работала 4 года. Был какой-то психологический барьер, я тогда родила ребенка и не собиралась возвращаться в зал. Вернулась потому, что Даша Шкурихина выиграла Чемпионат мира и нужно было подавать документы на Заслуженного тренера России. Я поговорила с Ириной Александровной, и она мне сказала, что раз так, то ты должна быть в художественной гимнастике, чему я была очень рада. И я ей очень благодарна, за то, что она определила мою судьбу в спорте.
- А чем занимались 4 года?
- Ничем. Была домохозяйкой. Но Бог есть на свете, когда Даша стала Чемпионкой, я осознала, что раз так складывается моя судьба, то я должна быть в художественной гимнастике, честно, говоря, я даже обрадовалась, потому что соскучилась по моей любимой работе.
- Для вас важно было стать тренером высшего эшелона и воспитывать чемпионок, а не работать в спортивной школе с малышами, ведь у кого-то же призвание именно в этом?
- Наверное, стремились к высокому уровню всегда. Хотя, можно было набрать 50 детей, получать хорошую зарплату, отрабатывать свои положенные часы и все. А спорт высших достижений - это постоянная занятость, постоянная ответственность. Я не могу без этого. Я тренер, который хочет побеждать и я не считаю ни время, ни деньги, ничего. Важен только результат твоих детей. Мы когда набирали девочек, никогда не знали, что из них получится. Но получилось. Я стараюсь со своими детьми идти в ногу. Когда, например, Лала выходит на ковер и выдыхает перед первым шагом, то я и Лина делаем это одновременно с ней. Мечтаю, чтобы мои воспитанницы выросли трудолюбивыми, целеустремленными и любили художественную гимнастику. Думаю, что спорт им непременно поможет стать успешными людьми и патриотами страны, так как они поднимают флаг нашей родины и в их честь звучит гимн России.