Вторник, 21 июля 2020 06:00

Маргарита Аброськина: «…любимое дело лечит, если ты отдаёшься всем сердцем и душой»

Автор 

Актерское мастерство – одно из звеньев в цепи художественной гимнастики. Именно оно отвечает за эмоциональную составляющую выступления гимнастки. Почему художественная гимнастика и театральное искусство неразрывно связаны и как этот вид спорта может помочь в кино и на сцене театра рассказала выпускница Щепкинского театрального училища, актриса театра и кино, лауреат премии журнала «InStyle» в рамках 41-го Московского Международного кинофестиваля Маргарита Аброськина.

Маргарита, в детстве Вы занимались художественной гимнастикой, потом поступили в Московскую Государственную Академию Хореографии. В какой момент поняли, что нужно делать выбор в пользу театрального искусства?

В ранние годы гимнастической карьеры я говорила, что хочу стать Олимпийской чемпионкой. Однако на все вопросы родственников про выбор будущей профессии всегда отвечала, что хочу быть актрисой. Тогда я ничего не вкладывала в эти слова. Многие актёры рассказывают, что у них в детстве был домашний театр, и с первых лет жизни они разыгрывали сценки. У меня ничего подобного не было. Я была артистичной, но никогда никто из окружающих не говорил мне: «Ты точно будешь актрисой». Позже я поступила в балетную академию и полностью отдавала себя этому делу, потому что привыкла именно так относиться к любой своей серьёзной деятельности. У меня появилась новая мечта – стать балериной и работать в Большом театре. Постепенно погружаясь в эту профессию глубже, я поняла, что могу убеждать себя и других в истинности этой мечты, но это убеждение обманное. Говорю, что хочу стать балериной, но не чувствую, что это правдивые слова. В итоге, всё само собой сложилось так, что мне пришлось оставить балет: спустя некоторое время, мой рост стал слишком высоким для этого вида искусства. Я ушла из Академии. Встал вопрос о выборе новой школы. Когда ты с самого детства занимаешься с 9 утра до 7-8 вечера своим делом, очень сложно существовать в коллективе детей, которые после школьных занятий сразу идут домой. Мне даже думать о таком образе жизни было тяжело, поэтому мы с родителями искали профильную школу. Одним из вариантов был экономический колледж, но я понимала, что не смогу сидеть с утра до вечера за столом и не быть физически активной. Случайно мы узнали о театральной школе №123, которая раньше была прикреплена к ГИТИСу. Там я и продолжила обучение. Утром мы учились по общеобразовательной программе, а после обеда занимались по дисциплинам театрального ВУЗа (актерское мастерство, речь и др.).

«… у Екатерины Сергеевны Сиротиной даже в соревновательных упражнениях всегда был заложен особый характер и актёрская задача…»

Значит, предпосылки к профессии артистки появились в детстве. Однако, первой серьёзной деятельностью была именно художественная гимнастика?

Да, гимнастикой я занималась с 3-х лет и уже с этого возраста не знала, что значит «гулять во дворе» (смеётся). Это прошло мимо меня.

В гимнастический период Вашей жизни Вы исполняли номер «Ножницы» в постановке Екатерины Сергеевны Сиротиной. Помните его?

Конечно! Я даже помню музыку и некоторые движения из этого номера. С Екатериной Сергеевной мы делали очень много показательных композиций. Помню номер «Арлекино» под песню Аллы Борисовны Пугачевой, композицию «Шахматы», номер «Русалки», который мы исполняли вместе с Каролиной Севастьяновой (Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике в групповых упражнениях), Кристиной Сизовой и другими девочками не только на детских, но и на взрослых соревнованиях и даже на концертах. Мне очень нравилось исполнять показательные номера. С другой стороны, у Екатерины Сергеевны Сиротиной даже в соревновательных упражнениях всегда был заложен особый характер и актёрская задача, которая не мешала исполнению гимнастических элементов. Когда я попала в сборную команду России, у меня поменялся тренер. Под его руководством я выполняла уже совсем другие программы, просто делала элементы под музыку. Считаю, что мне и всем остальным воспитанницам очень повезло с Екатериной Сергеевной.

Как вы с Екатериной Сергеевной работали над образом?

Помню, что Екатерина Сергеевна демонстрировала нам танцевальные элементы и показывала, как их исполнять не только технически, но и эмоционально. По моим воспоминаниям, мы копировали её движения и эмоции. В актёрской профессии многие режиссеры тоже работают по такой системе – не столько объясняют, сколько показывают.

Сегодня Вы поддерживаете общение с Екатериной Сергеевной?

Да, конечно. В детстве мы ездили на соревнования с Екатериной Сергеевной, иногда без родителей. Если честно, я её воспринимала как вторую маму. В то время под её руководством тренировались я, Ольга Паутова и Каролина Севастьянова. Она относилась к нам, как к своим детям. В годы моего обучения в Академии хореографии моя мама поддерживала с ней связь по телефону. Когда я стала постарше, стала лично общаться с ней по интернету. Екатерина Сергеевна приглашала меня на соревнования в качестве гостя и приходила ко мне на выпускной спектакль в Театральное училище имени М. С. Щепкина. В настоящее время мы общаемся довольно часто.

Вы упомянули, что очень любили исполнять показательные номера. Насколько велика их роль и значимость в большом спорте?

В детские годы я часто видела на крупных соревнованиях показательные композиции Алины Кабаевой и Ирины Чащиной. Думаю, никто не будет спорить, что каждый их номер, и соревновательный, и показательный, был похож на маленький спектакль. Алина Кабаева – настоящая актриса. Что бы она ни делала, всё время играет и движениями, и мимикой. Сегодня при просмотре соревнований по гимнастике я особенно отмечаю тех спортсменок, которые показывают в упражнениях характер и свободно проявляют себя на площадке. Конечно, я уже не разбираюсь в гимнастике так, как нынешние спортсменки, не знаю многих тонкостей. Однако, обычный зритель судит, в основном, по эмоциональному наполнению, по картинке. Картинка воздействует в том случае, если она имеет энергетику, обращение к зрителю – это всё про актёрское мастерство.

Кроме того, в гимнастике артистизм оценивается судьями.

Да, когда я проводила мастер-класс на онлайн-сборах «Спартака», девочки мне рассказали об этом. Не помню, чтобы так было в годы моей гимнастической карьеры. Я спрашивала у девочек на сборах: «Как вы думаете, в чём проявляется актёрское мастерство в художественной гимнастике?». Кто-то при ответе упомянул про оценку за артистизм, но абсолютно все сказали про музыку. Каждая музыкальная композиция имеет свою историю, и здорово, что девочки это чувствуют.

Какой эпизод гимнастической карьеры Вы вспоминаете чаще всего?

Наверное, раньше чаще всего я вспоминала, как уходила из гимнастики. К сожалению, по некоторым причинам мне пришлось оставить спорт. Я долго думала: «Могла быть я остаться? Что бы меня ждало в этом случае?». Из балета я уходила без жалости, а гимнастику ещё долго вспоминала после того, как ушла. Одно из самых ярких воспоминаний связано с чемпионатом Амины Зариповой. Незадолго до него я очень сильно заболела. Принималось решение о моём участие в этих соревнованиях. Я сказала, что точно буду выступать. В день чемпионата у меня поднялась температура, но я не могла отступить: если что-то твёрдо решила, всегда иду до конца. Казалось бы, после физической нагрузки на ослабленный организм, болезнь должна усугубиться. Однако, произошло всё совсем наоборот. Сразу после выступления я выздоровела. Тогда я поняла, что любимое дело лечит, если ты отдаёшься всем сердцем и душой. Я, конечно, никого не призываю опираться на этот опыт, но для меня он остаётся удивительным. Очень хорошо помню нашу поездку с Екатериной Сергеевной в Тулу на Чемпионат России. На этих соревнованиях гимнастки 1993 и 1994 годов рождения выступали в одной группе. Я выиграла у всех гимнасток 1994 года. На пьедестал не попала, но среди девочек своего года рождения стала первой. В памяти осталась и поездка в Волгоград, на Родину к Екатерине Сергеевне, где тоже проходили соревнования. Период работы с Екатериной Сергеевной я вообще вспоминаю с особенной теплотой.

«Из балета я уходила без жалости, а гимнастику ещё долго вспоминала после того, как ушла»

Вам когда-нибудь приходилось использовать гимнастические навыки в актерской деятельности?

Конечно, опыт гимнастки мне очень помогал. Например, на практике в театре в период обучения в училище мы играли музыкальный спектакль. Выбирали девочек, которые будут танцевать главные партии. Мои танцевальные способности и уровень пластики позволили мне исполнить главную партию. Актёр должен уметь всё, поэтому любые дополнительные навыки являются преимуществом, и их очень любят использовать. Кроме того, меня часто берут на роль спортсменки. Видимо, здесь сказывается мой характер. Сейчас готовится к выходу на телеканале СТС сериал, в котором я играю регбистку. Все знают, что я профессионально занималась спортом. Конечно, регби и художественная гимнастка – это полярные виды спорта, но характер у всех спортсменов похожий. Человеку, который далёк от спорта, непросто понять особенности взаимоотношений тренера и подопечного, сложно передать какие-то особые спортивные эмоции. Например, по сценарию, моя героиня иногда действует очень жёстко, следуя к своим спортивным целям. Кажется, что методы, которые она использует при этом, не очень гуманны. Важно хорошо понимать, что ради целей спортсмен порой готов на всё.

В какой форме спорт сегодня присутствует в Вашей жизни?

Для сериала про регби, я занималась этим видом спорта и ездила на сборы к профессиональным регбисткам. После этого начала бегать и за неделю пробежала 56 километров. Очень этим горжусь (смеётся). Даже выставила пост в Instagram с фотографией, на которой я стою в боковом равновесии. Растяжка осталась только потому, что я стараюсь её поддерживать. В Академии хореографии немного потеряла свою растяжку. В балете тогда не требовалась быть настолько растянутой, насколько это нужно в гимнастике. У меня была самая сильная растяжка в классе, меня никто не заставлял её поддерживать. Когда ребёнка не заставляешь растягиваться, он и не растягивается (смеётся). Позже поняла, что не хочу терять гибкость, поэтому периодически тренируюсь. Я дружу с Анастасией Назаренко (Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике в групповых упражнениях). Сейчас она живёт в Америке и проводит онлайн-курсы по растяжке, и я с ней иногда занимаюсь. Мне очень нравится. Конечно, тренируюсь не так интенсивно, как спортсмены, но стараюсь поддерживать свою форму.

У вас есть секрет борьбы с усталостью?

Однажды в моей деятельности случился критический момент. Я взяла на себя очень много работы, которую нужно было осуществлять в разных городах. В 11 часов утра начиналась репетиция в театре в Санкт-Петербурге. После неё я садилась на самолёт, чтобы успеть к ночным съёмкам. Так продолжалось в течение месяца, но с перерывами. Максимально без пауз я жила в таком режиме 5 дней. Это была моя ошибка. Агент, с которым я работаю в кино-сфере, говорит, что это чисто спортивный характер. В тот период я не смогла сделать выбор, подорвала здоровье. Сегодня стараюсь не браться за всё сразу и выбирать, даже если это очень тяжело. Конечно, бывают разные ситуации. У нас 12-ти часовой рабочий день. Если начали в 9:00, должны закончить в 21:00. Но очень часто приходится перерабатывать в связи с разными обстоятельствами. Я очень люблю свою профессию, поэтому физическая усталость есть, но перегорания не происходит. Средство от усталости такое же, как и у спортсменов – это сон, массаж.

Иногда гимнастки забывают движения на площадке, а Вам приходилось забывать свой текст или своё следующее действие на спектакле?

Конечно такое было, но в этот момент настолько активизируются мыслительные процессы, что в секунду всё вспоминается. Это страшная секунда (смеётся). Случалось, что я забывала конкретный текст, но помнила его основную мысль и содержание, говорила своими словами. К счастью, каких-то глобальных ситуаций не было.

Вы до сих пор волнуетесь перед выходом на площадку или с опытом это проходит?

Я считаю, что волнение даже должно присутствовать. Конечно, оно бывает разным, но чаще всего это адреналин и страсть, без которых не обойтись. Перед съёмочным днём мне всегда волнительно, но к его завершению я чувствую себя абсолютно спокойно и уверенно. И так каждый день. Это полезное волнение. Совсем другое – волнение, которое приводит к потере контроля, и это уже неприятный случай.

Как в такие моменты перебороть это чувство?

Думать не о том, что ты боишься, а о том, что ты должен сделать. Я всегда представляю момент, который последует после завершения какого-то дела. Думаю о том, как мне будет хорошо, когда я это сделаю. Кажется, то, чего ты боишься, будет длиться бесконечно. Однако, через пол часа всё пройдет, и ты поймешь, что это было легко. Говорю себе: «Ну что ж, встретимся через пол часа» (смеётся).

Вы служили в Александринском театре, снимаетесь в кино, а какая сфера деятельности Вам ближе?

Мне пришлось сделать выбор. Я снималась и параллельно играла в спектаклях. В театре такая политика: съёмки – это второстепенное дело, а на первом месте – спектакли. Поскольку у меня было очень много съёмок, художественный руководитель говорил со мной о дальнейших планах. Я сказала, что хочу совмещать, но, если такой возможности нет, сделаю выбор в пользу кино. Мы очень хорошо поговорили, поняли, что в этот момент наши дороги расходятся, и я ушла в кино. Важно помнить, что театр – это не только выходы на сцену и игра, но и особая система. Здесь учитывается множество факторов. Я не знаю, что будет дальше, но на данный момент система в кино мне ближе. Конечно, я очень любила выходить на сцену, поэтому искренне скучаю по своему театру, исторической сцене и энергетике зрителей.

«Все девочки, с которыми я работала на онлайн-сборах «Спартака», очень открытые»

У вас есть роль мечты?

Скорее, есть желание поработать с определёнными режиссёрами. Можно выбрать и получить роль мечты, но, если съёмочный процесс пойдет против ожиданий, удовольствия не ощутишь.

А Вы не видите себя в роли режиссёра?

Нет, это не моё. Мне ближе операторская деятельность. Я абсолютный визуал, поэтому мне нравится смотреть на картинку, которая получается. Но совмещать работу актёра и оператора, на мой взгляд, невозможно. Операторская работа лишь на 50% - творческая, а другая её половина – это техническая составляющая, поэтому на одном только творческом видении не получится создать что-то стоящее.

Вы упомянули, что в сентябре на СТС выйдет сериал «Регби» с Вашим участием. В каких ещё проектах мы увидим Вас в ближайшем будущем?

Проект «Документалист» уже отснят. Он выйдет на платформе ТНТ-Premier и телеканале «ТВ-3» осенью 2020 года. На осень этого года также запланирован выпуск полнометражного фильма «Spice Boyz» с моим участием. В производстве проект «Петербургский роман», показ которого планируется на Первом канале, но дата выхода неизвестна. Сериал «СССР» также находится в производстве. Его премьера должна состояться на Первом канале в конце 2020 года. Процесс производства очень сложен, поэтому это предварительные даты и планы, которые ещё могут измениться.

Вы знаете, как непросто идти навстречу своим целям. Что Вы можете пожелать нашим гимнасткам, которые мечтают добиться больших успехов в жизни?

Опираясь на своё прошлое, посоветую доверять себе и не бояться своего внутреннего голоса. Важно понять, любите ли вы своё дело настолько, что готовы идти до конца. Если поняли, что нет, не бойтесь. Лучше вовремя это осознать и поменять свою деятельность, потому что выигрывает тот, кто любит свою работу всем сердцем. Не бойтесь проигрывать. После каждого проигрыша может случиться выигрыш. На мой взгляд, намного интереснее постепенно идти до вершины, а не сразу прыгать наверх и не знать, куда дальше двигаться. Все девочки, с которыми я работала на онлайн-сборах «Спартака», очень открытые, они обладают сильной энергетикой. Уверена, что у них всё получится так, как они захотят. Главное - идти не по чужой, а по своей дороге и двигаться к своей искренней мечте.

Прочитано 13 раз
Елизавета Лаптинская

Специалист пресс-службы РФСО "Спартак"

Выпускница факультета журналистики Российского Государственного Социального Университета, выпускница Школы Юного Журналиста при МГУ им. Ломоносова, лауреат международных и всероссийских конкурсов по направлению «Культура и искусство».

К началу