Четверг, 05 июля 2018 10:48

Художник-дизайнер Ксения Семенчук: "Художественная гимнастика - это движение, идущее от сердца!"

Автор 

Художественная гимнастика как объект живописи довольно активно оформляет свою индивидуальную ячейку в мире искусства. Художник-дизайнер Ксения Семенчук, более известная в мире гимнастики под псевдонимом StrekosaDesign, рассказала нам о том, как гимнастика стала неотъемлемой частью ее жизни и превратилась в профессию.

Ксения, добрый день! Расскажите, какое место занимает живопись в Вашей жизни. Это Ваша профессиональная специализация или хобби?

Я рисую с детства. По образованию я - художник-дизайнер, у меня за спиной академическая художественная школа и много лет работы в графическом дизайне.

«Я долго искала источник вдохновения и нашла его в спорте»

С чего началось Ваше увлечение живописью?

В 8 лет увидела рисунки своей подруги, учившейся в художественной школе, и сразу поняла, что это мое. За ручку отвела маму с настойчивым требованием записать меня на экзамен. Визуальное искусство - моя профессия и моя жизнь.

Вы придерживаетесь тематических рамок при создании работ или рисуете на разные темы?

Я стараюсь объединить свои знания и опыт в графическом дизайне и академическом рисунке. Во время моей учебы никакого понятия о цифровой иллюстрации не существовало, наше профессиональное образование не предполагало комбинаторного подхода в обучении студентов. Или рисуешь с натуры, или где-то дома для себя. А мне хотелось освоить профессию за рамками предлагаемых обстоятельств. Рисовать на абстрактные темы мне было неинтересно, академический рисунок с натуры - пройденный этап. Я долго искала источник вдохновения и нашла его в спорте.

Когда родилась любовь к художественной гимнастике?

В ошибочном представлении обывателя гимнастика - это примерно одинаковый у всех танец с предметом под известную классическую музыку. Но в 2009 году я случайно посмотрела запись олимпийского упражнения Евгении Канаевой с лентой под песню "Подмосковные Вечера" в оркестровом исполнении. Музыкальный выбор для олимпийского выступления заинтриговал меня. Образ, начиная со стартовой позы, заканчивая цветом ленты, был тщательно продуман, а движения гимнастки выверены согласно музыке. Мне как профессионалу в визуальном искусстве стало очевидно, что представленное зрелище – это не простое везение и не набор случайных движений, а результат высококлассного труда людей, наделенных талантом и вкусом. Это открытие зацепило мое внимание, я пересмотрела записи выступлений других спортсменок, даже нашла какие-то форумы с архивными записями. Спустя год увидела Дарью Дмитриеву и ее чемпионскую ленту под композицию Альфреда Шнитке "Полет". Ради Даши я пришла на свой первый Кубок Газпрома в 2011 году. С тех пор хожу каждый год.

В чем преимущества именно этого вида спорта?

Мне нравится, что гимнастика сочетает в себе несколько равновеликих составляющих: музыка, взаимодействие с предметом, амплитуда выполняемых элементов, красота человеческого тела, осмысленно подобранный костюм в сочетании с предметом, и, конечно, борьба за пьедестал! А главное - пластика движения под музыку с предметом может быть представлена в сотнях вариантов, под любого зрителя.

В чем сила вдохновения гимнастики?

Красота и искренность. Если гимнастка исполняет свое упражнение от души, осознанно, оно находит отклик у зрителя. Люди хотят обсуждать увиденное, понять природу явления, которое заставляет их сопереживать спортсменке так, как если бы она была их близким человеком. Споры о красоте в среде болельщиков заходят очень далеко. Эмоции подогреваются тем, что, в конце концов, это спорт, а конечный результат - место на пьедестале или вне его. Все эти споры и переживания - достаточный стимул для творческого человека, чтобы взять кисть, микрофон или камеру и рассказать доступными ему средствами: вот моя звезда, и она самая лучшая.

Расскажите подробнее о Вашем проекте «Strekosa Design»?

СтреКозА - это мои инициалы. На втором курсе обучения было задание - сделать свой экслибрис (ярлык с именем владельца, наклеиваемый на книгу). Я зашифровала свои инициалы в этом слове. С тех пор ставлю его, но не на книги, а на свои работы. Изначально я не вкладывала в рисунки больше, чем свою любовь к гимнастике. Но со временем мою деятельность заметили люди, непосредственно связанные со спортом, просили нарисовать что-то индивидуальное, появились коммерческие предложения.

Вы создаёте работы на тему других видов спорта/искусства?

Я хочу развиваться в этом направлении дальше. Может быть, попробую более "мужские" виды. Спорт набрал небывалую популярность, появляется масса доступных источников информации, чтобы черпать вдохновение.

«История человека в спорте - это неиссякаемый источник идей и сюжетов…»

Как Вы выбираете фотографии, на основе которых создаются работы?

Фотография, как и рисунок - следствие происходящего на ковре. Я переживаю упражнение как цельное событие, внутри которого взаимодействуют спортсменка, предмет и музыка, немаловажное значение имеет и макияж, и костюм. Если исполнение и собранный образ не цепляют меня, никакого рисунка, скорей всего, не получится. Смотрю записи или трансляции, подмечаю интересных исполнительниц. Мне повезло - в наше время фототехника прогрессирует очень быстро, поэтому визуального материала достаточно много. Я анализирую механику, переданную на фотографии, добавляю впечатления от упражнения, придумываю какие-то сюжеты.

Вы творите только в тот момент, когда есть вдохновение, или с опытом необходимость в нем исчезает?

Я стараюсь рисовать каждый день, если позволяет время. С тех пор, как открыла для себя спорт, вдохновение не угасает, наоборот - не успеваю сделать все задуманное. История человека в спорте - это неиссякаемый источник идей и сюжетов, к которому обращаются не только художники. Самое кассовое кино, которое снимается сегодня в России - это кино на спортивную тему, потому что история преодоления себя и обстоятельств на любом уровне близка и понятна каждому человеку.

У Вас есть любимая гимнастка? В чем ее особенности с точки зрения человека искусства?

Моим номером один была и остается Маргарита Мамун - уникальное явление в мире гимнастики, в мире спорта вообще. С выступления Маргариты на «Кубке чемпионок – Газпром» в 2013 году началось мое творчество. То, что я увидела на ковре зала "Дружба", не поддавалось словесному объяснению, я увидела больше, чем красоту, больше, чем гармонию. Я стала свидетелем демонстрации запредельного таланта исполнительницы, многократно усиленного постановщиком. Пережитое впечатление нуждалось в глубоком осмыслении, в физическом выражении увиденного. Я взяла карандаши и вот уже шестой год не могу остановиться.

Чем российские гимнастки выделяются на фоне представительниц других стран, с Вашей точки зрения?

Мне, как болельщику, приятно отметить главное отличие нашей сборной - разнообразие ярких талантов, на любой вкус, под любые требования. В России нет застывшего эталона, обязательного для копирования. Начиная с групп начальной подготовки малышей, заканчивая "золотой тройкой», у нас нет одинаковых спортсменок. Даже сестры Аверины выступают с программой, подобранной очень индивидуально. Каждая школа стремится демонстрировать свой узнаваемый стиль, адаптированный под конкретную гимнастку. Когда выступали Рита Мамун и Яна Кудрявцева, этот принцип был отражен наиболее ярко, каждая воплощала видение своего тренера, разность стилей усиливала благоприятное впечатление от выступления каждой.

Что позволяет назвать гимнастику «художественной»?

Лично для меня, художественная гимнастика - это движение, идущее от сердца. Идея, вложенная в упражнение тренером, осмысленная и развитая спортсменкой, пойманная и пережитая зрителем - это и есть то самое "художественное" зерно, которое падает в сердце болельщика, заставляет его плакать или танцевать, а иногда делать и то, и другое одновременно при виде оценки.

«Мне хочется дать обратную связь, показать, что этот труд был оценен зрителем»

Что сложнее всего даётся при создании работ на тему гимнастики?

Спортивная иллюстрация стала моей второй профессией, а, значит, рисовать одно и то же недопустимо. Я стараюсь осваивать новые техники, ориентируюсь на иллюстраторов из разных стран. К тому же, гимнастика очень изменилась за последние 2-3 года, появились совершенно другие ориентиры и новые имена. Жизнь не стоит на месте, поэтому менять угол зрения, узнавать и понимать новое - это самое сложное, но и самое интересное.

В чем Вы видите цель Вашего творчества, связанного с гимнастикой?

Мое творчество основано на наблюдении за свершениями людей, часто незнакомых; их достижения мотивируют и вдохновляют меня. Когда я вижу записи выступлений, задаюсь вопросом: «Как они это делают?!». Наши дети, тренеры и родители проделывают колоссальный труд на пути совершенствования, чтобы удивить зрителя и покорить судей. Пусть это прозвучит наивно, но мне хочется дать обратную связь, показать, что этот труд был оценен зрителем.

Пожелайте нашим юным гимнасткам чего-то по-настоящему творческого!

В творчестве, как и в любой другой деятельности, важно найти свой путь, услышать голос своей души. Я желаю каждой из вас научиться прислушиваться к себе и не прекращать работать над собой в выбранном направлении. А ваши болельщики обязательно поддержат вас.

Прочитано 2213 раз
Елизавета Лаптинская

Специалист пресс-службы РФСО "Спартак"

Выпускница факультета журналистики Российского Государственного Социального Университета, выпускница Школы Юного Журналиста при МГУ им. Ломоносова, лауреат международных и всероссийских конкурсов по направлению «Культура и искусство».

К началу