Суббота, 09 мая 2015 10:09

Художественная гимнастика: вехи истории


Существуют споры о том, к какой сфере будет более правильным отнести художественную гимнастику: к спорту или искусству. Каждая из сторон в этом давно ведущемся диспуте готова привести множество аргументов. Историки спорта убедительно настаивают, что это есть один из самых популярных и почитаемых спортивных видов.  Многие же художественные критики готовы столь же горячо настаивать, что художественная гимнастика принадлежит прежде всего искусству.

Вероятно, этот спор все-таки не имеет точного категоричного ответа. Наверное, будет правильно в данном случае воспользоваться мудрой рекомендацией римского поэта Горация, убеждавшего видеть истину в «золотой середине». Да, одновременно правы и спортивные деятели, и искусствоведы. Художественная гимнастика является и приковывающим внимание зрителей всего мира спортом, но она же предстает и очаровывающим своей грацией миллионы людей искусством. Настолько уж велико ее эстетическое воздействие.

Основатели

У истоков возникновения художественной гимнастики был ряд европейских и американских знаменитостей. Это были люди различных направлений деятельности.Так, известный французский физиолог Жорж Демени обосновал важность применения специальной системы упражнений, которые способствовали бы растягиванию и расслаблению мышц. Разработанная французским ученым система включала в себя танцевальные шаги и упражнения с предметами. Система Демени оказала важнейшее влияние на формирование художественной гимнастики.

Но не меньшим было воздействие и школы «эстетической гимнастики», разработанной знаменитым Франсуа Дельсартом.  Этот соотечественник Демени прославил свое имя  далеко за пределами родной Франции своим оперным искусством. Великий художник Энгр даже говорил, что его слава превышает королевскую. Дельсарт пришел к убеждению, что каждое движение человека сопровождается особенными движениями тела, а их воспроизведение вызовет у зрителя впечатление переживаний.

Система «ритмической гимнастики» швейцарского композитора Жака Далькроза еще более приблизила возникновение художественной гимнастики. Разработанные им группы занятий для развития музыкальности и слуха первоначально применялись лишь для воспитания артистов, но затем прочно утвердились и в спортивной сфере.

Список названных имен был бы, конечно же, не полным без упоминания великой Айседоры Дункан. О великой танцовщице 20-го века иногда даже говорят как о «крестной матери» художественной гимнастики. В утверждаемом ею на сцене искусстве «свободного танца» нашли свое практическое выражение и идеи «эстетической гимнастики» Дельсарта, и приемы «ритмической гимнастики» Далькроза.  То, что делала Дункан было революционным, ошеломляющим, в определенной степени вызовом прежним культурным стереотипам. Танец легендарной Айседоры становился метафорой свободы, а она сама как бы воплощала раскрепощенный творческий дух. Наверное, для развития советской школы художественной гимнастики немалое значение заключалось в том периоде, который Дункан прожила в Москве. Многие из выдающихся мастеров, создававших эту школу, признавали позднее, что знакомство с искусством великой танцовщицы очень сильно повлияло на их творческое и спортивное мировоззрение.

Так рождалась легенда

Именно в России было всесторонне осмысленно богатейшее научно-творческое наследие, на основе которого возникла ныне всемирно знаменитая художественная гимнастика. Вполне правомочно говорить о ее российском происхождении.

Открытие в 1934 году «Высшей школы художественного движения» при знаменитом Ленинградском институте физической культуры стало выдающимся событием в истории художественной гимнастики. Эта школа не только объединила усилия преподавателей бывших уже ранее в стране студий пластики и художественного движения. К воспитанию были привлечены и знаменитые мастера балета питерского Мариинского театра. Именно в те годы основывалась та великая традиция российской гимнастической школы, ныне получившая мировое признание. Кстати, в те годы возникает и сам термин «художественная гимнастика».

Результатом становления школы стал прошедший в 1941году в Ленинграде первый городской чемпионат. Это был апрель 1941 года. Трагические события, развернувшиеся вскоре после этого, естественно замедлили развитие спортивной школы. Но уже через несколько месяцев после окончания войны создается Всесоюзная секция художественной гимнастики, а в 1947 году был организован и всесоюзный конкурс, прошедший в Таллине.  Интересно, что среди участниц этого конкурса были и ученицы студии, возникшей на основе московской школы Айседоры Дункан, которой после ее отъезда из СССР руководила приемная дочь артистки Ирма. Весомым итогом этого мощного послевоенного рывка в развитии отечественной художественной гимнастики стал киевский общесоюзный чемпионат. Страна узнала имя чемпионки – Любовь Денисова.

На мировом уровне: победы и поражения

60-е годы стали эпохой выхода советской художественной гимнастики на международный уровень. Начало было положено соревнованиями в Софии спортсменок из трех социалистических стран - СССР, Чехословакии и Болгарии. Прошедшие в 1963 году встречи спортсменок в Будапеште назывались «Кубком Европы». Но…Выяснилось, что их участницами стали не только представительницы «старого света». Таким образом, эти соревнования в Будапеште вошли в историю художественной гимнастики как первый чемпионат мира. Победительницей на нем стала москвичка Людмила Савинкова. Так начиналась мировая эпоха художественной гимнастики.

В 60-70-80 гг. основная конкурентная борьба в художественной гимнастике велась между представительницами двух крупнейших спортивных школ: советской и болгарской. Это противостояние происходило с переменным успехом в пользу то одной, то другой стороны. Параллельно с этим происходило все большее и большее признание молодого вида спорта в международном спортивном мире. Историческим стало решение Олимпийского комитета в 1980-м г о включении художественной гимнастики в программу игр. Увы, первая олимпиада, где она была представлена, прошедшая в Лос-Анджелесе в 1984 году, прошла без участия советских (равно как и болгарских) спортсменок. Это было следствием известного противостояния двух сверхдержав. Политика тогда, к сожалению, вмешалась и в спортивную жизнь. Многие убеждены, что только благодаря этому субъективному фактору, олимпийское золото в Лос-Анджелесе удалось завоевать спортсменке из Канады. Но уже спустя четыре года на олимпийских играх в Сеуле советской спортивной школой был взят достойный реванш: олимпийской чемпионкой стала представительница СССР Марина Лобач.

Искусство побеждать

90-е годы внесли свои коррективы в расклад сил в мировой художественной гимнастике. Некогда знаменитая болгарская спортивная школа вступила в период затяжного кризиса. Первоначально наметился и определенный спад в российской художественной гимнастике. Это дало повод некоторым спортивным аналитикам говорить даже о начале периода заката легендарной школы. К счастью, прогнозы оказались лишь кликушеством.

К началу 21-го века происходит процесс мощнейшего возрождения российской художественной гимнастики. Она завоевывает безраздельное лидерство в мире. В этом ренессансе художественной гимнастики, конечно же, выдающаяся роль принадлежит прославленному тренеру Ирине Александровне Винер. Ею была создана (уже можно смело говорить) великая спортивная школа, вобравшая в себя лучшие традиции старого опыта, и нашедшая новые творческие подходы. В свою очередь ученицы Ирины Александровны продолжают ее традицию в передаче опыта спортивной школы. Это прекрасно, так как дает гарантии в перспективах отечественной художественной гимнастики, в ее преемственности, в сохранении искусства побеждать.

Разумеется, летопись истории художественной гимнастики еще далека от своего завершения. Впереди многие славные страницы, напряженные спортивные противостояния, опьяняющие победы. В принципе, можно говорить о том, что эта летопись будет вечной. Ведь художественная гимнастика отражает вечное стремление человечества к физической гармонии, к прекрасному, к красоте. 

Автор статьи журналист Павел Серегин

Прочитано 4868 раз

К началу